Исключение составлял, пожалуй, только философ Сенека, всячески ратовавший за их запрещение, что не в последнюю очередь привело к его вынужденному самоубийству по приказу его венценосного воспитанника Нерона.[13]. Актуальность темы нашего исследования не вызывает сомнения и заключается в том, что в настоящий момент в современной литературе [10, 16, 9, 5], кинематографии демонстрируется прославление жизни гладиаторов, восхищение их боями, например, в фильме «Гладиатор» Ридли Скота (фильмы «Последний гладиатор», «Спартак»…) (Приложение 2).Cегодня существуют исторические сайты (Римской славы), исторические клубы, интересующиеся гладиаторами, гладиаторскими боями. Маркус Юнкельман с группой энтузиастов («Фамилиа гладиаториа») попытался воспроизвести сражения в реконструированных гладиаторских доспехах, но с тупым деревянным оружием (Приложение 3).Однако, серьезная научная литература [2, 8, 9, 13, 19, 17, 18] показывает противоречивость гладиаторства. С одной стороны: физическая сила, мужество, соблюдение норм. С другой стороны: подготовка воина, которому важно достичь победу любой ценой, в т.ч. и смертью другого.
Скот Ридли. Бой гладиаторов, фрагмент из фильма «Гладиатор» (2000)
Современный бой секуторов